Москвич
Почему вы должны меня знать: дизайнер моды и кулинар-любитель Катя Добрякова
Я окончила факультет графического дизайна Строгановки и, пока училась, оформляла очень много альбомов групп русского рока: «Сплина», «Ночных снайперов», «Би-2», «СерьГи». Свой первый контракт подписала с компанией Sony Music на обложку альбома «Би-2» «Полковнику никто не пишет».
После выпуска я много работала графическим дизайнером, сидела за компьютером дома. В какой-то момент водитель моего знакомого узнал у своих знакомых, что те ищут дизайнера декорировать ресторан Tutti Giorni в Куркино. Я для ресторана придумала огромные полотна с героями рока, а по их мотивам сделала подушки с Rolling Stones и прочим рок-н-роллом. Я решила, что эти подушки могут стать классной идеей для подарков и пошла в «Республику» их предлагать. Пока я сидела на встрече с закупщиком, мне все время кто-то звонил, я сбрасывала. Оказалось, это была жена владельца «Республики». Она увидела мои подушки в шоуруме, который я тоже декорировала, и решила, что они необходимы магазину. С этими подушками лет пятнадцать назад я начала свой первый бизнес.
Среди прочего у меня была подушка с Майклом Джексоном, и на каком-то маркете ко мне подошла девушка и попросила меня сделать футболку с этим принтом: «Не в подушках же нам в Simachev ходить». Я купила футболку в H&M, и так началась история с «футболками Кати Добряковой». Помощник депутата Госдумы Эмма Салимова посоветовала мне сделать майку с Путиным. Это натолкнуло меня на принт «Кабы я была царица, я б для батюшки-царя родила богатыря». Футболка эта выбила десять из десяти, потому что Алина Кабаева родила ребенка, и все только и говорили, не от царя ли. Всем было весело, и все девочки хотели эту майку. Майки я покупала в H&M, делала принты, отрезала этикетку и продавала. Через месяц в H&M перестало хватать маек для моего производства, и я нашла свои полотна, портных и лекала. Тогда я встретила своего партнера, у нас были замечательные отношения, но, к сожалению, через десять лет мы перестали хорошо друг друга понимать, и я приняла решение уйти из нашей компании. Катя Добрякова ушла из KatyaDobryakova.
К этому времени мы совершили настоящий прорыв — ездили на выставки, выставлялись в престижных шоурумах, продавались по всему миру, от Канады до Японии, открыли магазин в Нью-Йорке. Партнер хотел, чтобы я туда переехала, но я понимала, что стоимость разработки коллекции там в разы выше, чем в России, где есть слаженная команда. Возник разлад, а потом обнаружилось, что все десять лет из компании утекали деньги. Я начала нервничать, искать правду и заинтересованных лиц, хотела, чтобы ситуация разрешилась по справедливости, но ничего не добилась и решила просто жить дальше.
Да, мне очень жаль, что так случилось. Компания была моим ребенком. Каждая идея шла от меня, каждая коллаборация была создана мной (а их было по две-три в месяц), каждое слово в инстаграме было написано мной, креативное звено замыкалось только на мне. В начале марта 2018 года я ушла и сделала свою новую марку DBRKV. Решила заняться монопродуктом, не распыляясь на платья-шорты-брюки-толстовки-футболки, а делать качественные сапоги-казаки со сложными вышивками и цветами, классной посадкой. Сшила себе пару таких сапог, они жутко понравились не только мне, но и главным светским девушкам Москвы: Маше Федоровой, Полине Киценко, Даше Веледеевой, Кате Мухиной. Но только я открыла корнер в «Цветном», как началась пандемия.
Все проекты остановились. Я пару недель смотрела сериалы, потом устала и решила что-нибудь испечь — давно не пекла. Все детство я прожила с дедом, бывшим флотским коком, который бешено вкусно жарил картошку. Ей он кормил меня чуть ли не каждый день. Готовить я обожала. На выходных, когда я уезжала к родителям, я что-то готовила: медовик, заварные пирожные, эклеры, пирожное-картошку. Пекла как заведенная вместо того, чтобы играть на скрипке и заниматься на фортепиано. Всех своих бойфрендов закармливала.
Испекла я морковный пирог и выставила его в инстаграме с предложением отправить случайно выбранному подписчику, который оставит комментарии. Посыпались комментарии, а вместе с ними и требования от друзей испечь и им пирог. Я испекла еще. Потом я испекла медовик. Посмотрела в интернете 14 или 15 рецептов и интуитивно выбрала тот, который показался мне самым правильным. Каждый день я пекла торт и отправляла его кому-то. Мне не хотелось изнывать от безделья, но и есть самой плюшки тоже казалось неправильным. Готовка отвлекала меня от грустных мыслей и совсем не казалась мне способом заработать. Но однажды, когда я ждала такси для отправки очередного торта, я поставила коробку на прилавок окошка кофе навынос рядом с домом. Хозяйка спросила, что там, я показала ей медовик, и она попросила меня печь для них. Первый мой торт в этой кофейне продали через 15 минут. В итоге кофейня продавала мои торты, а я в своем инстаграме об этом писала, так что всю пандемию там стояла очередь из моих друзей, которые хотели поддержать малое предпринимательство и готовы были голосовать за меня рублем. Ребята реально запрещали мне отдавать им что-то бесплатно. Колоссальная, конечно, была поддержка.
Потом я решила сделать наполеон, который был бы лучше, чем в «Причале». Билась я недели две. Пробовала разные виды теста, готовое и свое, с уксусом, с водкой, с уксусом и водкой, читала кучу форумов. В результате получились офигительный корж, хрустящий, слоеный, самопальный, и прекрасный крем. И все теперь говорят, что мой наполеон лучше, чем в «Причале»! Я посчитала, что за месяц испекла больше тонны медовика. Ближайшие магазины не тянули мои потребности в сметане, пришлось подключать сразу четыре службы доставки продуктов. Продажи сметаны в Москве во время пандемии наверняка резко выросли не без моего участия!
Мне казалось, что закончится пандемия, и я скажу: «Горшочек, не вари!» Но это оказалось невозможно сделать. К медовику и наполеону добавились киевский торт, очень-очень вкусные сырные профитроли, морковный пирог, фундучный кекс. Онлайн-сервис доставки фермерских продуктов предложил мне сотрудничество. Теперь предложения поступают со всех сторон, открылось много разных дверей по коллаборациям с кофейнями, пекарнями и ресторанами. Все мне предлагают свою кухню, чтобы я там что-то пекла, ввела свой сет или десерт. Я даже думаю о своем небольшом месте и мечтаю найти помещение, где можно готовить классные простые блюда, вкусные завтраки, которые я просто обожаю и считаю самой важной едой дня. Хочется сделать лучшие сэндвичи с пастрами или авокадо на хлебе на закваске, чтобы было много начинки и немного вкуснющего хлеба. В этом городе много классных ресторанов, но нет ни одного места, где были бы прекрасные сэндвичи.
И да, я не только пеку пироги, я по-прежнему дизайнер. Скоро выпущу новые казаки в модных нюдовых тонах, будет и укороченная их версия. Сейчас делаю коллаборацию с московским метро, эти вещи скоро будут продаваться в их магазинах. Моя компания Dobryakova Design занимается креативом, неймингом, брендингом и позиционированием, но вместе с графическим дизайном я даю своим клиентам интуитивный маркетинг, чтобы продвинуть их продукт. Так что, если у вас есть какая-то неоформленная идея, обращайтесь.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: из личного архива Кати Добряковой
Медом н а мазано
Медовик — новый главный герой российского Instagram. Его готовят дизайнеры, актеры, инфлюенсеры и все-все-все. The Blueprint разобрал самый актуальный десерт слой за слоем.
Весь Instagram печет медовики. Дизайнер Катя Добрякова печет медовики каждый день и продает в кондитерской по соседству. Артист «Мастерской Петра Фоменко» Амбарцум Кабанян тоже печет медовики и принимает на них заказы. За две недели несколько тысяч человек спросили у Добряковой рецепт хорошо всем известного торта, будто его сложно найти в сотнях тысячах кулинарных блогов, на кондитерских форумах и в ютьюбе, а главное — в записках собственной бабушки. Внезапно медовик стал одновременно способом и смыслом оставаться в самоизоляции: готовишь — и время пролетает незаметно, ешь — и жизнь не так уж плоха.
«Я бы не употреблял в отношении медовика слово „внезапно“, — поправляет Алексей Зимин, бренд-шеф ресторана „Дом 12“, бывший главный редактор журнала „Еда“. — Это самый популярный десерт безотносительно карантина. Может быть, только шарлотка способна составить ему сезонную конкуренцию ранней осенью. Медовик, безусловно, традиционный вид десерта, подобные ему есть во многих культурах. В России же он занимает важное место в силу постоянного наличия всех базовых компонентов: меда, муки, сметаны и сливочного масла. Что до самоизоляционных флешмобов, то это вполне понятная реакция на ситуацию, в которой готовка становится едва ли не единственным развлечением, табу на сладкий жир временно не работает, будущее неопределенно и калории не самое худшее из зол». Да, все в порядке: в ста граммах этого торта нет и 500 ккал — всего лишь 450.
Виталий Истомин, шеф-повар ресторанов «Сахалин» и «Техникум», автор книги «Нескучная еда», вдохновляющий тысячи людей на кулинарные и инстаграмные подвиги, тоже не видит в происходящем ничего удивительного: «Тренд на приготовление еды дома сейчас взлетел до небес — все интересуются новыми рецептами, и желательно простыми. Почему медовик? Ну как же, этот торт вписан на подкорку каждого нормального, трезвомыслящего человека. Это ведь наше, родное. Замечательный тренд, на мой взгляд. Главное, держать руку на пульсе, вернее, глаз на весах».
Настоящее и будущее медовика выглядят безоблачными, а вот прошлое — весьма туманно. National Geographic уверенно называет его «главным русским тортом», который якобы первой распробовала еще супруга Александра I. Впрочем, шеф-повар ресторана «Матрешка» и историк русской кухни Влад Пискунов называет это «бредом сивой кобылы» и напоминает, что мы на самом деле почти ничего не знаем про кухню XIX века. По его словам, впервые о медовике заговорили лишь в советское время.
Кулинарных легенд тысячи, и даже рецептов медовика сотни — нужно просто найти свой и получать гарантированное удовольствие. Александр Волков-Медведев, шеф-повар ресторана Ruski печет как его мама — с тремя толстыми коржами и сметанным кремом. «Рецепт довольно простой, ингредиенты тоже. Секрет теста, собственно, в меде — в нем довольно много кислоты: когда доводишь его до кипения со сливочным маслом и замешиваешь соду, происходит выделение углекислого газа. Остается только „заварить“ в этой смеси муку. Такое тесто получается пластичным и легко раскатывается. При выпекании коржи заметно поднимаются, а после остывания хорошо впитывают крем и становятся сочными».
В других версиях торта слоев бывает до десятка, как в эстерхази. В любом случае медовик обязательно должен провести в холодильнике минимум ночь, чтобы крем впитался в коржи. «На мой вкус, идеальный крем для медовика — сметанный. Его кислотность хорошо балансирует медовую сладость теста, — говорит Александр. — В Ruski мы подаем медовик с мороженым из меда и чипсами из меда. Никаких дополнительных вкусов и ингредиентов этому торту не нужно. Если хочется разнообразия, я бы экспериментировал с медом. Например, с гречишным — он дает интересный терпкий вкус».
Медовик с отсылками к эстерхази, о котором говорит Волков-Медведев, стал коронным десертом новоиспеченных кондитеров Амбарцума Кабаняна и его супруги Анны Бибичадзе.
«Наш медовик получается просто огромным. У нас выходит по десять-двенадцать коржей на торт». Делиться рецептом Амбарцум сперва не хочет, но потом признается, что никаких особых секретов нет: «Пачка масла, четыре яйца, два стакана сахара, четыре ложки меда столовые, четыре чайные ложки пищевой соды, мука сколько возьмет. Вот и все!» Остальное — результат грамотно организованного труда на кухне: «Тестом занимается Амбарцум — он будто бы его чувствует, знает, как его месить, а потом катать, чтобы коржи получались мягкими и воздушными, — рассказывает Аня. — У меня, к слову, такое произведение искусства не выходит, мне чисто физически тяжело раскатывать, так что эти полномочия я полностью сложила с себя. Тесто нужно накрыть и оставить на час — отдохнуть, так сказать. И пока первое тесто отдыхает, мы начинаем готовить и месить второе».
Тут подходит время раскатки первого теста Амбарцумом; после раскатки Амбарцум и Аня попеременно начинают выпекать коржи. И так до победного конца, ни секунды остановки. Параллельно оба моют посуду, прибирают стол, пылесосят кухню. Что кому достанется, зависит от того, у кого руки более свободны. Когда коржи приготовлены, они должны остыть, чтобы будущий крем не растекся, а равномерно и красиво лег. Аня делает крем. И тут начинается живопись — Аня и Амбарцум берут две лопатки и, как масляную краску, наносят крем на коржи. «Обсыпали крошкой и в холодильник». В качестве отдельной детской шалости супруги рисуют на коробках пчел, пишут лозунг «слава пчелам» и многозначительное «бзззз».
Еще более подробное и толковое описание приготовления медовика дает в кулинарном журнале «ГастрономЪ» Марианна Орлинкова, ведущая подкаста «Сложные щи» на «Медузе». Из ее рецепта становится понятно, почему этот торт так популярен: он очень простой. А на вопрос, почему медовик всеми так любим, отвечает Владимир Мухин, знаменитый шеф-повар ресторана White Rabbit: потому что он мгновенно возвращает в ощущения детства. «Для меня медовик — это очень теплые воспоминания; прежде всего это блюдо, которое готовила моя бабушка. В те дни по всему дому распространялся головокружительный аромат. Я вспоминаю его, а в памяти сразу во всех подробностях всплывает наш большой дом на три семьи — посередине бабушка с дедушкой, по бокам мы с родителями и семья сестры отца. Как же было захватывающе улучить момент и попробовать крем, тайком запустив в кастрюлю с ним свой палец. А обрезки от торта я любил больше самого торта. В White Rabbit подается бабушкин вариант медовика и мой. И я всегда советую пробовать сначала мой, а потом бабушкин, ведь если сделать наоборот, у меня не останется никаких шансов».
Рецепт Александра Волкова-Медведева, шеф-повара ресторана Ruski
Москвич
Почему вы должны меня знать: дизайнер моды и кулинар-любитель Катя Добрякова
Я окончила факультет графического дизайна Строгановки и, пока училась, оформляла очень много альбомов групп русского рока: «Сплина», «Ночных снайперов», «Би-2», «СерьГи». Свой первый контракт подписала с компанией Sony Music на обложку альбома «Би-2» «Полковнику никто не пишет».
После выпуска я много работала графическим дизайнером, сидела за компьютером дома. В какой-то момент водитель моего знакомого узнал у своих знакомых, что те ищут дизайнера декорировать ресторан Tutti Giorni в Куркино. Я для ресторана придумала огромные полотна с героями рока, а по их мотивам сделала подушки с Rolling Stones и прочим рок-н-роллом. Я решила, что эти подушки могут стать классной идеей для подарков и пошла в «Республику» их предлагать. Пока я сидела на встрече с закупщиком, мне все время кто-то звонил, я сбрасывала. Оказалось, это была жена владельца «Республики». Она увидела мои подушки в шоуруме, который я тоже декорировала, и решила, что они необходимы магазину. С этими подушками лет пятнадцать назад я начала свой первый бизнес.
Среди прочего у меня была подушка с Майклом Джексоном, и на каком-то маркете ко мне подошла девушка и попросила меня сделать футболку с этим принтом: «Не в подушках же нам в Simachev ходить». Я купила футболку в H&M, и так началась история с «футболками Кати Добряковой». Помощник депутата Госдумы Эмма Салимова посоветовала мне сделать майку с Путиным. Это натолкнуло меня на принт «Кабы я была царица, я б для батюшки-царя родила богатыря». Футболка эта выбила десять из десяти, потому что Алина Кабаева родила ребенка, и все только и говорили, не от царя ли. Всем было весело, и все девочки хотели эту майку. Майки я покупала в H&M, делала принты, отрезала этикетку и продавала. Через месяц в H&M перестало хватать маек для моего производства, и я нашла свои полотна, портных и лекала. Тогда я встретила своего партнера, у нас были замечательные отношения, но, к сожалению, через десять лет мы перестали хорошо друг друга понимать, и я приняла решение уйти из нашей компании. Катя Добрякова ушла из KatyaDobryakova.
К этому времени мы совершили настоящий прорыв — ездили на выставки, выставлялись в престижных шоурумах, продавались по всему миру, от Канады до Японии, открыли магазин в Нью-Йорке. Партнер хотел, чтобы я туда переехала, но я понимала, что стоимость разработки коллекции там в разы выше, чем в России, где есть слаженная команда. Возник разлад, а потом обнаружилось, что все десять лет из компании утекали деньги. Я начала нервничать, искать правду и заинтересованных лиц, хотела, чтобы ситуация разрешилась по справедливости, но ничего не добилась и решила просто жить дальше.
Да, мне очень жаль, что так случилось. Компания была моим ребенком. Каждая идея шла от меня, каждая коллаборация была создана мной (а их было по две-три в месяц), каждое слово в инстаграме было написано мной, креативное звено замыкалось только на мне. В начале марта 2018 года я ушла и сделала свою новую марку DBRKV. Решила заняться монопродуктом, не распыляясь на платья-шорты-брюки-толстовки-футболки, а делать качественные сапоги-казаки со сложными вышивками и цветами, классной посадкой. Сшила себе пару таких сапог, они жутко понравились не только мне, но и главным светским девушкам Москвы: Маше Федоровой, Полине Киценко, Даше Веледеевой, Кате Мухиной. Но только я открыла корнер в «Цветном», как началась пандемия.
Все проекты остановились. Я пару недель смотрела сериалы, потом устала и решила что-нибудь испечь — давно не пекла. Все детство я прожила с дедом, бывшим флотским коком, который бешено вкусно жарил картошку. Ей он кормил меня чуть ли не каждый день. Готовить я обожала. На выходных, когда я уезжала к родителям, я что-то готовила: медовик, заварные пирожные, эклеры, пирожное-картошку. Пекла как заведенная вместо того, чтобы играть на скрипке и заниматься на фортепиано. Всех своих бойфрендов закармливала.
Испекла я морковный пирог и выставила его в инстаграме с предложением отправить случайно выбранному подписчику, который оставит комментарии. Посыпались комментарии, а вместе с ними и требования от друзей испечь и им пирог. Я испекла еще. Потом я испекла медовик. Посмотрела в интернете 14 или 15 рецептов и интуитивно выбрала тот, который показался мне самым правильным. Каждый день я пекла торт и отправляла его кому-то. Мне не хотелось изнывать от безделья, но и есть самой плюшки тоже казалось неправильным. Готовка отвлекала меня от грустных мыслей и совсем не казалась мне способом заработать. Но однажды, когда я ждала такси для отправки очередного торта, я поставила коробку на прилавок окошка кофе навынос рядом с домом. Хозяйка спросила, что там, я показала ей медовик, и она попросила меня печь для них. Первый мой торт в этой кофейне продали через 15 минут. В итоге кофейня продавала мои торты, а я в своем инстаграме об этом писала, так что всю пандемию там стояла очередь из моих друзей, которые хотели поддержать малое предпринимательство и готовы были голосовать за меня рублем. Ребята реально запрещали мне отдавать им что-то бесплатно. Колоссальная, конечно, была поддержка.
Потом я решила сделать наполеон, который был бы лучше, чем в «Причале». Билась я недели две. Пробовала разные виды теста, готовое и свое, с уксусом, с водкой, с уксусом и водкой, читала кучу форумов. В результате получились офигительный корж, хрустящий, слоеный, самопальный, и прекрасный крем. И все теперь говорят, что мой наполеон лучше, чем в «Причале»! Я посчитала, что за месяц испекла больше тонны медовика. Ближайшие магазины не тянули мои потребности в сметане, пришлось подключать сразу четыре службы доставки продуктов. Продажи сметаны в Москве во время пандемии наверняка резко выросли не без моего участия!
Мне казалось, что закончится пандемия, и я скажу: «Горшочек, не вари!» Но это оказалось невозможно сделать. К медовику и наполеону добавились киевский торт, очень-очень вкусные сырные профитроли, морковный пирог, фундучный кекс. Онлайн-сервис доставки фермерских продуктов предложил мне сотрудничество. Теперь предложения поступают со всех сторон, открылось много разных дверей по коллаборациям с кофейнями, пекарнями и ресторанами. Все мне предлагают свою кухню, чтобы я там что-то пекла, ввела свой сет или десерт. Я даже думаю о своем небольшом месте и мечтаю найти помещение, где можно готовить классные простые блюда, вкусные завтраки, которые я просто обожаю и считаю самой важной едой дня. Хочется сделать лучшие сэндвичи с пастрами или авокадо на хлебе на закваске, чтобы было много начинки и немного вкуснющего хлеба. В этом городе много классных ресторанов, но нет ни одного места, где были бы прекрасные сэндвичи.
И да, я не только пеку пироги, я по-прежнему дизайнер. Скоро выпущу новые казаки в модных нюдовых тонах, будет и укороченная их версия. Сейчас делаю коллаборацию с московским метро, эти вещи скоро будут продаваться в их магазинах. Моя компания Dobryakova Design занимается креативом, неймингом, брендингом и позиционированием, но вместе с графическим дизайном я даю своим клиентам интуитивный маркетинг, чтобы продвинуть их продукт. Так что, если у вас есть какая-то неоформленная идея, обращайтесь.
Стать героем рубрики «Почему вы должны меня знать» можно, отправив письмо со своей историей на ab@moskvichmag.ru
Фото: из личного архива Кати Добряковой